Распечатать Страница

Смерть и власть в Древнем Риме

 

Расцвет и закат Рима строились на смерти, которую римляне несли своим врагам и поверженным народам. А также на смерти, с которой встречались они сами за 800 лет побед и поражений. История Рима — это история о двух лошадях, которые несутся к финишной черте. Одна из них белая и имя ее «Власть», а другая черная и имя ее «Смерть». Существует мнение, что римляне, согласно обычаю этрусков, посвятили свой город божествам подземного мира — своим предкам лари. Умерших родственников они хоронили ближе к центру земли, в подземельях, называемых колумбариями. В их стенах множество полукруглых ниш, как в голубятне. В каждой и сейчас лежит прах человека, умершего 2000 лет назад.

Средняя продолжительность жизни в то время составляла около 30 лет. Известно, что римские консулы перед битвой обещали свои жизни потусторонней силе. Они хотели привлечь смерть на свою сторону и сделать союзницей, чтобы обратить ее против своих врагов. Также во время сражений воины, как правило, находились под воздействием наркотических веществ, которые побуждали их вступать в битвы, из которых они не могли выйти живыми. Война обучала людей ненависти и жестокости, каждый из римлян знал, что он будет убивать или будет убитым, а смерть находится лишь в шаге. У солдат всего два пути: победа или гибель, у них не было выбора. А победа солдат означала власть для их правителей. Но исключительная власть императора не соответствовала концепции республиканского города-государства Рима. И тогда на помощь пришла эллинская практика обожествления военачальников, которой положил начало великий Александр Македонский.

Божественную легитимизацию своей власти первым в Риме осуществил император Август. Он объявил, что основатель города легендарный Ромул не погиб, а вознесся в небо, и потом возник снова в образе бога Квирина. В том месте, где это произошло, он повелел построить мавзолей на Марсовом поле, где был торжественно похоронен. Вот как это событие описывает его современник: «Тело Августа находилось на ложе из золота и слоновой кости. Оно было скрыто в гробу, но восковой слепок его, одетый как для триумфа, стоял на общем обозрении. Также там находились портреты его предков, покойных родственников и выдающихся римлян, начиная с Ромула. Затем гроб поставили на погребальный костер. Центурионы разожгли огонь. И когда огонь разгорелся, огромный орел, выпущенный из клетки, набрал высоту, унося душу императора на небеса». Таким образом отныне император стал посредником между небом и землей, между людьми и богами. По меньшей мере 10 последующих императоров были похоронены в том же мавзолее. Победа императоров над смертью, по сути, была основой их обожествления. Отныне прикосновение к умирающим стало чем-то оскверняющим и неприемлемым для людей власти.

Приход христианства и его принятие в Риме во 2-3 столетии открыло дверь для простых людей к царствию бессмертия. Теперь оно перестало быть чем-то эксклюзивным только для избранных, а стало доступным всем. Возможность присоединиться к душам семьи на небесах через праведную жизнь перевернуло мировоззрение римлян. Смерть перестала быть союзником, а стала тем, что хочется и можно преодолеть. Образ мученика Иисуса предложил всем простолюдинам триумф над ней. Христиане — новые властители жизни и смерти.

Digiprove sealCopyright secured by Digiprove © 2018 ANASTASIIA MELNIKOVA
Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on YummlyShare on TumblrShare on StumbleUponShare on RedditPin on PinterestFlattr the author
Digg thisBuffer this pageEmail this to someonePrint this page

Постоянная ссылка на это сообщение: https://missitaly.ru/smert-vlast-v-drevnem-rime/